Актуальность проблемы взаимодействия и сотрудничества школы и родителей детей с ОВЗ заключается в том, что главным и решающим фактором развития ребенка с ОВЗ является активное участие родителей в процессе его физического интеллектуального и духовного становления. Однако, как показывает практика, педагоги нередко недооценивают воспитательный потенциал семьи, не уделяют достаточного внимания условиям воспитания, характеру общения родителей с ребенком и особенно родительских позиций, которые они выбирают в воспитании. В процессе организации взаимодействия с родителями детей с ОВЗ, педагоги сталкиваются с такими трудностями как отсутствие мотивации к взаимодействию с педагогами, отказ понимания родителями истинных проблем своего ребенка, неэмоциональным, иногда агрессивным отношением к нему. Для эффективного сотрудничества с родителями необходимо, учитывая их личностные проблемы, прежде всего, заслужить их доверие, раскрепостить их, получить эмоциональный отклик, научиться совместному решению проблем, что не всегда позволяют сделать традиционные формы работы с родителями.
Цель курса: разработка каждым слушателем программы работы с семьями детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.
Программа курса.
№ | Название модулей | Описание |
Вводный | Правила работы на курсе. | |
Типологические особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ | Особенности семьи ребенка с особыми образовательными потребностями: реакции родителей на диагноз ребенка, личностные характеристики родителей детей с ОВЗ и специфические функции семей. | |
Система психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии | Формы работы специалистов с родителями и роль семьи в процессе образования. Организация сотрудничества школы, семьи и общественных организаций, участие родителей в реализации СИПР ребенка. | |
Личностная и профессиональная подготовка педагога к взаимодействию с родителями детей с ОВЗ, а также организации их совместной деятельности. | Профессиональные компетенции педагога, работающего с детьми с ОВЗ и их родителями и профилактика эмоционального выгорания. | |
Критерии, показатели эффективной организации взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ. | Оценка эффективности организации взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ. |
знания по организации работы с семьей, имеющей детей с ОВЗ.
- учитывать в педагогической деятельности особенности семьи ребенка с особыми образовательными потребностями;
- организовывать взаимодействие различных участников образовательного процесса.
- владение способами организации совместной деятельности и сотрудничества, приемами профессионального общения с родителями ребенка с ОВЗ.
- владение способами самовыражения и саморазвития, способность планировать свою профессиональную деятельность.
- освоение новых форм работы с семьей.
в области коррекционно-педагогической деятельности:
в области диагностико-консультативной и профилактической деятельности:
- готовность к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
- Автор курса: Наталья Викторовна Бородина
- Автор курса: Анна Валерьевна Кузнецова