Актуализировать - значит сделать актуальным т.е. перевести из потенциального состояния в реальное.
Мозг человека - уникальный и загадочный орган. В повседневной жизни, профессиональной деятельности и учебе мы используем далеко не все его возможности. У большинства из нас есть зрение, но каждый видит по-своему. Мы слышим одни и те же звуки, но обращаем внимание и запоминаем разное. Мышление одного студента - быстрое, но поверхностное. У другого - аргументы тщательно выверены и выводы взвешены, но времени на решение задачи потрачено много. Некоторые студенты легко включаются в работу, а отдельным обучающимся нужно несколько раз повторить задание.
При этом ФГОС ВО 3++ любого направления подготовки в части требований к результатам освоения программы содержит группу универсальных компетенций под общим названием "Критическое и системное мышление". Выпускник должен обладать способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
Для того, чтобы превратить потенциальные возможности студентов в их реальные компетенции, предлагаю Вам пройти путь от внешнего управления познавательной деятельностью студентов к формированию самостоятельной, осознанной, произвольной и мотивированной исследовательской активности. Изучив материалы курса, вы познакомитесь с общими закономерностями функционирования познавательной сферы студента и освоите конкретные способами актуализации скрытых резервов психики.
Цель курса:
Повышение психолого-педагогической компетентности преподавателей в области управления познавательной деятельностью студентов.
Планируемые результаты:
В результате обучения на курсе обучающиеся приобретут:
• знания: о строении и особенностях функционирования познавательной сферы;
• умения: диагностировать уровень сформироанности познавательных процессов;
• навыки: принятия эффективных педагогических решений;
• профессиональные компетенции:
- проектировочные (понимает конечные и промежуточные цели (задачи) перед выполнением каждого вида деятельности; называет шаги по их достижению; варьирует методы обучения; предсказывает дальнейший ход событий).
- организационные (устанавливает и поддерживает контакт с аудиторией; меняет стиль, темп изложения соответственно меняющейся ситуации на занятии; использует прямые и косвенные методы воздействия на студентов; выполняет в процессе занятия все запланированные элементы).
- рефлексивные (понимает роль преподавателя в учебном процессе; анализирует процесс и результат профессиональной деятельности; понимает слабые и сильные стороны своего индивидуального стиля педагогической деятельности; делает выводы относительно профессионального и личностного развития).
• дополнительно:
- развитие профессионального самосознания;
- формирование педагогической направленности и профессиональной мотивации;
- изменение установок по отношению к профессиональному труду;
- повышение профессиональной удовлетворенности.
Программа курса:
№ |
Наименование модуля |
Содержание модуля |
Всего, часов |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||||
1 |
Модуль 1 «Введение» |
Тема 1. Знакомство |
1 |
|
1 |
Тема 2. Правила работы на курсе |
1 |
|
1 |
||
Тема 3. Основные понятия по курсу |
1 |
|
1 |
||
2 |
Модуль 2 «Ощущения как источник познания» |
Тема 1. Понятие, виды и свойства ощущений |
6 |
2 |
4 |
Тема 2. Измерение ощущений |
5 |
1 |
4 |
||
Тема 3. Учет основных закономерностей ощущений в процессе обучения |
6 |
2 |
4 |
||
3 |
Модуль 3. «Восприятие как познавательный процесс» |
Тема 1. Общее представление о восприятии |
6 |
2 |
4 |
Тема 2. Диагностика перцептивных способностей |
5 |
1 |
4 |
||
Тема 3. Учет свойств и закономерностей восприятия при организации обучения |
6 |
2 |
4 |
||
4 |
Модуль 4. «Психология внимания» |
Тема 1. Общая характеристика внимания |
6 |
2 |
4 |
Тема 2. Методы исследования внимания |
5 |
1 |
4 |
||
Тема 3. Учет индивидуальных особенностей внимания и его развитие в процессе обучения |
6 |
2 |
4 |
||
5 |
Модуль 5. «Психология памяти» |
Тема 1. Характеристика памяти как психического процесса |
6 |
2 |
4 |
Тема 2. Диагностика мнемических способностей |
5 |
1 |
4 |
||
Тема 3. Учет закономерностей памяти при организации учебной деятельности |
6 |
2 |
4 |
||
6 |
Модуль 6. «Психология мышления» |
Тема 1. Мышление как познавательный процесс |
6 |
2 |
4 |
Тема 2. Исследование особенностей мыслительной деятельности студентов |
5 |
1 |
4 |
||
Тема 3. Учет особенностей мышления при организации учебной деятельности |
6 |
2 |
4 |
||
7 |
Модуль 7. «Психология воображения» |
Тема 1. Воображение и его роль в учебной деятельности |
6 |
2 |
4 |
Тема 2. Методы исследования воображения |
5 |
1 |
4 |
||
Тема 3. Использование возможностей воображения в процессе обучения |
6 |
2 |
4 |
||
8 |
Модуль 8. Рефлексия |
Подведение итогов |
3 |
|
3 |
Итого
|
|
108 |
30 |
78 |
- Преподаватель: Елена Николаевна Ларина